Официальный сайт МАОУ СОШ №2 г.Ворсма
Версия сайта для слабовидящих

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

Официальный сайт
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней школы №2 г.Ворсма

  По всем интересующим Вас вопроcам пишите нам s_2v_pvl@mail.52gov.ru  
>
Соответствие сайта законодательству РФ
>
Главная страница
>>
Сведения об образовательной организации (ОО)
>
Основные сведения
>
Структура и органы управления ОО
>
Документы
>>
Образование
>
Образовательные стандарты и требования (создается при использовании ФГОС)
>
Руководство
>
Педагогический состав
>
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса.
Доступная среда
>
Платные образовательные услуги
>
Финансово-хозяйственная деятельность
>
Стипендии и меры поддержки обучающихся
>
Международное сотрудничество
>
Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
>
Прием в 1 класс
>
Организация питания в образовательной организации
>
Противодействие коррупции
>
Дополнительные программы
>
План работы школы
> Воспитательная работа
> Всероссийская проверочная работа (ВПР)
> Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ)
>
Государственная итоговая аттестация учащихся
>
Методическая копилка
>
Расписание кружков и факультативов
> Навигаторы детства
> Школьный театр
>
Электронные образовательные ресурсы
>
Наши выпускники
>>
Наши достижения
> ГТО
>
Страничка психолога
>
Профориентация
>
Наш музей
> Библиотека
>
Наши ветераны
>
Гостевая книга
>
Обратная связь
>
Ссылки на официальные сайты
>
Детский телефон доверия
> Профилактика гриппа и коронавирусной инфекции
> Для Вас, родители!
>
Отдых и оздоровление детей
> Функциональная грамотность
>
Профком
>
Питание
> Организация питания в школе
> Спортивный клуб "Юность"
> Наставничество
> Безопасность дорожного движения
> Информационная безопасность
> Психолого-педагогический консилиум
> Часто задаваемые вопросы

Из истории народного образования в г.Ворсма

Народное образование в России развивалось очень медленно вплоть до XVII века, когда в сферу просвещения активно включился Пётр I. При нём была принята гражданская азбука. Указом Петра I стали создаваться школы, где бы могли учиться все. Были открыты многие учебные заведения,  в 1725 году Академия наук.
Стали появляться школы в городах, сначала более крупных, затем и в мелких.
В 1721г. Нижнем Новгороде открылась архиерейская школа для детей духовенства, преобразованная в 1738 году в духовную семинарию, а в 1786 году открывается первая в губернии школа не только для избранных – главное народное училище, на базе которого в 1808 году начала действовать губернская гимназия. Приём в неё был открыт как для детей крестьян, так и детей дворян. Дворяне этим были очень недовольны и добились открытия для своих детей Благородного пансиона.
Жители села Ворсма с начала XIX века обучались грамоте у священнослужителей, которые жили и работали в Ворсменском монастыре и церквях села.
Все священнослужители были культурные, образованные люди. Они считали своим долгом бесплатно обучать грамоте крепостных крестьян. Поэтому до появления в Ворсме школ, было уже немало грамотных людей.
В 1815 году селяне Павлова и Ворсмы подняли вопрос об образовании приходских училищ.
1867 год был годом открытия первого приходского училища. Первым учителем стал Николай Виноградов. Несколько лет он работал бесплатно и даже сам платил два рубля в месяц на содержание школы. Но потом ему стали платить на это 24 рубля.
Помещение школы находилось на улице Завьялова, на месте бывшего книжного магазина. Население Ворсмы в то время составляло около 3 000 человек.
С 1883 года стала работать начальная напольная школа. Общество села безвозмездно передало для неё одноэтажное деревянное здание, которое находилось в поле. В доме были две классные комнаты и квартира учителя. Директором школы была Троицкая Екатерина Андреевна.
Вскоре рядом была построена ещё одна деревянная школа. В ней тоже было две классные комнаты. Директором была Добролюбова Валентина Александровна, завучем Кастальский Иван Васильевич. Эти здания находились на месте сегодняшнего горсовета. Обучение было пятилетним.
В 1894 году сельское общество передало для училища один из двух каменных домов купца Братанова.
В здании №1 на первом этаже были комнаты учителя и сторожа. На втором этаже находились три классные комнаты. Школа была начальной с 4-летним сроком обучения. Находилась она на месте, где сегодня располагается начальная школа. Одним из первых директоров Братановской школы был Сергей Ксенофонтович Преображенский.
В 1898 году при Вознесенской церкви, а затем и при остальных церквах были открыты церковно-приходские школы. Священнослужители работали бесплатно. Эти школы существовали до 1917 года.


С 1909 года начала работать Веденеевская школа.

Находилась она на улице Завьялова, там, где сейчас располагается здание милиции. Школа была начальная с 4-летним сроком обучения.
В 1900 году в селе было три начальных школы. В них работали 8 человек учителей, в том числе два священнослужителя.
Учиться начинали 100-120 человек, а заканчивали 10-15 человек. Ученики очень плохо посещали школу из-за тяжёлых домашних условий. В волостной библиотеке имелось несколько сотен книг, из которых половина была церковного содержания.
При Советской власти изменилась работа школ. Увеличилось число учителей, постоянно росло число учащихся. Так в Напольной школе во время пожара в 1938 году сгорело одно из зданий. Причиной пожара явилось то, что  ученики собирали для колхоза золу и складывали её в деревянный сарай. Осталось одно школьное здание. В нём находилось две классные комнаты и было рассчитано на 60 человек, а желающих её посещать было около 80 человек. Вскоре эту школу закрыли, а учеников расселили в другие помещения. Часть из них стала обучаться в Зелёной (Завьяловской) школе (филиале Братановской). Завучем этой школы была Алевтина  Николаевна Егорова. Школа находилась на ул. Завьялова на берегу реки, на месте теперешнего дома №3. Для учеников были выделены две классные комнаты на втором этаже и одна на первом этаже в здании напротив, где сегодня располагается контора горгаза.
Часть учеников была отправлена в Корытцев дом на ул. Ленина, на месте дома №137. На втором этаже были выделены две классные комнаты, а на первом располагался постоялый двор.
Напольная школа прекратила своё существование в 1940 году.
В школах постоянно не хватало классных комнат для занятий. В Братановской школе произвели перепланировку. Пионерскую комнату и библиотеку перенесли на третий этаж, на, так называемую, «голубятню». На втором этаже стало 4 классных комнаты и одна – на первом. А в 1940 году под школу было отдано и второе здание Братановской школы, где до этого на 2-м этаже располагался первый в Ворсме кинотеатр. Там показывали «немое» кино, проводились концерты, лекции. На первом этаже размещались подсобные  и жилые помещения. В этом здании №2 внизу оборудовали спортзал. Всего здесь стало 5 классных комнат. А в двух зданиях их было всего 10. Это был начальная школа с 4-летним сроком обучения.
До 1921 года в Ворсме существовали только школы первой ступени (4-5 лет обучения). Желающие продолжить обучение в школах 2-й ступени ездили в Павлово (вернее, ходили пешком или жили в общежитии), т.к. транспорта почти не было.
С 1922 года Братановская начальная школа преобразовалась в школу второй ступени, семилетку.
В 1937 году она стала средней с девятилетним сроком обучения. Директором её стала Хапилова Лидия Семёновна, которая до этого работала пионервожатой. Завучем стал Алексей Васильевич Соснихин – преподаватель математики.
С 1939 года курс обучения стал десятилетним. Выпускников было 19 человек. В истории Ворсмы – это были первые выпускники, получившие аттестат зрелости. В этом году школа стала носить имя великого поэта В.В. Маяковского.
Директора школы:
1932-1937г.г. - Лидия Семёновна Хапилова;
1938-1940г.г. – Баринов Михаил Петрович, первый выпуск десятиклассников был при нем;
1940-1941 г.г. – Баканов Иван Андреевич;
1942 - 1967 гг. – Валентина Александровна Коршун.
С первых лет Советской власти население было почти сплошь неграмотным. Правительство приняло постановление о ликвидации безграмотности. В результате чего стали организовываться курсы ликбеза. Основными же исполнителями ликбеза были учителя. В школах ученикам всех классов давалось задание обучать своих родителей, соседей грамоте. Этот процесс продолжался с 20-х по 40-е годы.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Очень тяжёлой была жизнь учителей и учеников в военные и послевоенные годы. Отопление в школе было печное, дров не было. Учителя и ученики старших классов ездили, утопая в снегу, в лес за дровами. Дрова не успевали высыхать, горели плохо, тепла не было. В классе учителя и ученики сидели в пальто и головных уборах. У педагогов от холода выпадал мел из промёрзших рук. Чернила ученики носили из дома в чернильницах, отогревали их своим дыханием. Ручки были простыми, с перьями. Часто не было света, тогда работали при свечах или керосиновых лампах.
Окна маскировали, закрывали чёрным материалом, опасаясь пролетающих немецких самолётов. Горячих завтраков не было, на класс полагалась  буханка хлеба. Каждому доставался кусок хлеба величиной с пряник. Хлеб выпекался из непросеянной муки, пополам с картошкой, часто встречалась острая кожура от зёрен. Ученики всегда были голодными, плохо одетыми и обутыми. Учиться начинали с октября, т.к. весь сентябрь работали в поле. Собирали колоски, убирали картошку, свёклу, работали на сортировке зерна, молотьбе. Весной ученики работали, начиная с мая, некоторые работали всё лето в колхозе, на торфе (укладывали штабеля торфа для просушки), на строительстве шоссейной дороги. За это получали кусок хлеба и небольшую селёдку, иногда стакан пшена или ещё что-нибудь. Учителя тоже летом работали и в поле, и в других местах. Дополнительной оплаты не получали. А ещё им приходилось дежурить и в горсовете, и в школе, а на следующий день идти на работу. Продуктов в семьях не хватало, и они вынуждены были идти в соседние деревни с «менком», т.е. менять одежду, украшения на продукты, картошку, пшено и др. Часто приходилось летом ездить на тачке, зимой на санях, а зачастую пешком. Старались ходить группой, т.к. в одиночку ходить было опасно. Был случай, когда одна учительница зимой поехала одна, но, видимо, устала и не смогла подняться в гору вблизи Ворсмы, тут она и замёрзла. Труп был обнаружен только на следующий день.
Дисциплина в стране была строжайшая. В тюрьму сажали за опоздание на работу на 2-5 мин, за присвоение нескольких колосков зерна.
Веденеевская школа
Учебные классы располагались на 1,2 и 3 этажах. На 1 и 2 этажах директором была Зинаида Михайловна Пенкина, на 3-м до 1941 года – Инна Ивановна Троицкая.
С 1941 до 1966 гг. директором всей школой стала Зинаида Михайловна Пенкина. С 1966 по 1970 гг. директором Веденеевской школы стала Капитолина Леонидовна Трепаха. Школа работала до 1970 года.
В годы войны и первые послевоенные годы больше всего заботились о том, чтобы прокормиться, не замёрзнуть, выжить. Школа, учёба часто уходили на задний план. Но желающих учиться тем не менее было очень много. Большое количество учеников было в Веденеевской школе, а в Братановской ещё больше, там, в классах, тоже было по 35-40 человек, а общее число учащихся превышало 1 200 человек. Занятия проходили в три смены с 8 часов утра до 9 вечера. Условия для работы и учёбы в школе были очень тяжёлыми, так как классные комнаты (всего их 10 и спортзал) были маленькими, тёмными. Кроме этих двух школ существовали временные помещения, куда переехали после закрытия напольной школы.
Назревала острая необходимость в строительстве новой школы.


1 сентября 1959 года начала работать новая школа №2
имени В.В. Маяковского. 


Первым директором этой школы был Анатолий Иванович Заварзин.. Много трудностей пришлось преодолеть. Учебный год в новой школе начался 1 сентября 1959 года. Полное название школы было следующим: «Ворсменская средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением им. Маяковского №2».
Занятия здесь проходили особым образом: у учеников был день, когда они были освобождены от школьных занятий, и работали на заводе по выбранной специальности: токаря, слесаря, фрезеровщика, электрика и т.д. На заводе были для них отведены специальные участки для практических занятий, где они работали в группах под руководством опытных мастеров, которые давали им сначала теоретические знания. После окончания школы ученики получали не только аттестат зрелости, но и документ о получении данной профессии. Многим ученикам выбранная профессия нравилась, тогда они продолжали работать на заводе по выбранной специальности и после окончания школы. Такое производственное обучение в школе продолжалось до 1966 года. Затем обучение стало таким как мы привыкли его видеть сейчас.
Труд учителя всегда был и остаётся тяжёлым, поэтому в этой профессии оставались работать только  самые преданные делу просвещения люди, которые любят детей, свою работу, честно выполняют свой долг. Многие из них привили любовь к своей профессии своим детям, внукам.
В Ворсме очень много существует учительских династий, семейных групп (муж, жена, братья, сёстры). Этот вопрос требует особого освещения.
Учителя ставили перед собой задачу не только заложить основы знаний, но и воспитать честного человека, трудолюбивого, с крепкими моральными и нравственными устоями, патриота своей страны, уважающего старших, родителей, человека, полезного обществу.
Благодаря учителям из стен школы, после окончания различных учебных заведений, вышли сотни учителей, врачей, научных работников, руководителей производства, тружеников сельского хозяйства, военнослужащих, рабочих.
В нашей стране нет уголка, где бы ни работали выпускники наших школ.
Новое поколение учителей продолжает трудиться на ниве просвещения, сохраняя многие традиции предыдущих поколений, в то же время творчески, увлечённо работая, вносят много своих новых идей, совершенствуя то, что уже было достигнуто ранее, они внедряют новые методы и приёмы в преподавании учебных дисциплин и воспитании детей.
Такой путь прошло народное образование в Ворсме.

Директора нашей школы:

    • Заварзин Анатолий Иванович (1959 – 1962гг. )
    • Сидякина Нина Константиновна (1962 – 1967гг. )
    • Дунаев Иван Васильевич (1967 -1995гг.)
    • Шилин Вадим Владимирович (1995- 2007гг.)
    • Облизина Ирина Николаевна (с 2007 года по март 2022гг.)
    • Архипова Екатерина Михайловна(с 1 августа 2022 года )

     

 
МАОУ СШ №2 г.Ворсма
606120 Нижегородская область Павловский район г.Ворсма ул.Строителей 10 Тел/факс (83171) 6-44-86